Як-7 -> Истребитель
Еще до принятия на вооружение истребителей ЛаГГ-З, МиГ-З
и Як-1 и организации их массового серийного производства встал вопрос о
скорейшем освоении этих самолетов в эксплуатации. Создавать совершенно
новый учебно-тренировочный самолет, не имеющий ничего общего с указанными
истребителями, было, конечно, не только нецелесообразно, но и рискованно
не терпящее отлагательства дело могло задержаться и быть сорванным.
4 марта 1940 г. было принято правительственное решение о создании
переходного двухместного с двойным управлением учебно-тренировочного
истребителя УТИ-26 (Як-7) путем модификации И-26. Задание получил
А.С.Яковлев потому, что из всех главных конструкторов новых истребителей
он один имел опыт создания учебных самолетов и мог справиться с заданием
наилучшим образом. К тому же конструкция И-26 позволяла легко
модифицировать его в учебно-тренировочный истребитель. Будучи
спроектированным как самолет для вывозки и тренировки летного состава при
переходе на новую материальную часть, Як-7 в дальнейшем претерпел ряд
удивительных превращений и сыграл более важную роль, чем та, которая ему
вначале предназначалась. Первое - эти модификация двухместного
УТИ-26 (в серии Як-7УТИ) в боевой одноместный истребитель Як-7. Это
произошло вскоре после начала Великой Отечественной войны, когда ВВС
Красной Армии понадобилось много новых боевых истребителей. Не
менее удивительны по своему характеру и по своим результатам все
последующие превращения Як-7 уже в качестве самолета-истребителя.
За время серийной постройки Як-7 имел 18 основных модификаций, в том
числе: по планеру - 5, по силовой установке - 6, по вооружению - 7, по
спецоборудованию - 1. К основным модификациям Як-7 и других
самолетов "Як" отнесены такие, которые связаны с установкой нового
двигателя, нового вооружения или с существенным изменением конструкции
планера самолета и которые обычно сопровождались присвоением вамолету
какого-либо индекса. Такие изменения, как установка новых водо- и
маслорадиаторов, хвостового колеса, понижение гаргрота, придание фонарю
удобообтекаемой формы, основными модификациями не считаются. Из
18 модификаций Як-7 десять строились серийно. Як-7 с двигателем
М-105ПА и винтом ВИШ-61П являлся модификацией двухместного
учебно-тренировочного истребителя Як-7УТИ в одноместный боевой
истребитель. Работа производилась на заводе N301 вскоре после
начала войны по инициативе находившейся на этом заводе для помощи в
освоении Як-7УТИ бригады ОКБ А.С.Яковлева во главе с ведущим инженером
К.В.Синельщиковым. Был взят серийный Як-7УТИ N04-11 и в него внесены
следующие изменения: в задней кабине установлена бронеспинка; снят
фото-кинопулемет; непротектированные бензобаки заменены протектированными;
установлена система заполнения бензобаков нейтральным газом от баллона с
углекислым газом; установлена одна мотор-пушка ШВАК с боезапасом 120
снарядов, два синхронных пулемета ШКАС с боезапасом 1500 патронов и шесть
ракетных орудий (по три под каждой консолью крыла) под реактивные снаряды
РС-82. Управление стрельбой РС - от электросбрасывателя бомб ЭСБР-3 на
левом пульте кабины летчика. Фонарь задней кабины и костыль
остались без изменений, поэтому одноместный Як-7 по своему внешнему виду
практически не отличался от двухместного Як-7УТИ. По сравнению
с Як-1 одноместный Як-7 стал более совершенным и имел следующие
преимущества: размеры колес шасси полностью соответствовали полетной
массе; моторама, сделанная отъемной, позволяла модифицировать самолет под
другой двигатель; благодаря смещению центровки вперед с 26 до 20...21% САХ
значительно увеличилась продольная устойчивость; измененное соотношение
между площадями руля высоты и стабилизатора увеличило расход (отклонение)
руля высоты и улучшило управляемость; увеличение противокапотажного угла
на 1,5* несколько уменьшило опасность капотирования при рез- ком
торможении и сократило длину пробега при посадке; вторая (необорудованная)
кабина могла быть использована для переброски техсостава и грузов при
перебазировании частей, доставки летчиков с мест вынужденной посадки,
размещения дополнительного бензобака, фотооборудования, бомб и для других
целей. Эти особенности Як-7 делали его перспективным и обусловили
возможность осуществления ряда модификаций . О результатах
своей работы конструкторы доложили А.С.Яковлеву. Последний отнесся к идее
скептически, однако, посмотрев одобрил ее. Свои соображения А.С.Яковлев
доложил в верхах. Там предложение поддержали и подкрепили его двумя
постановлениями ГКО от 14 и 23 августа 1941 г. и двумя приказами НКАП от
14 и от 26 августа 1941 г. о запуске Як-7 в серийное производство на двух
заводах - московском N301 и новосибирском N153. Было предложено
изготовлять самолет в улучшенном варианте, позволяющем в случае
необходимости ставить двигатель М-107. В приказе заводу N301,
где Як-7 должен был сменить Як-7УТИ, ошибочно указан Як-1 вместо "по типу
Як-1". Та же ошибка допущена в приказе заводу N153, где Як-7 должны были
строить параллельно с ЛаГГ-З. Всего выпущено в серии 62
самолета Як-7, в том числе 51 на заводе N301 в сентябре-октябре 1941 г. и
11 - на заводе N153 в декабре 1941 г. Перерыв в ноябре вызван эвакуацией
завода N301 в Новосибирск, где он влился в завод N153. Модифицированный
Як-7 N04-11 по контрольным испытаниям НИИ ВВС получил положительную
оценку. Летчик-испытатель военного представительства завода N153
А.Н.Лазарев, характеризуя его штопорные качества, отмечал, что вывод
самолета из штопора элементарно прост - никаких хитростей, достаточно
педали и ручку управления в поперечном отношении поставить нейтрально, как
самолет мгновенно прекращает вращение и начинает пикировать. В заключении
ЦАГИ от 6 апреля 1942 г. говорилось, что Як-7 обладает лучшими по
сравнению с самолетом ЛаГГ-З характеристиками штопора и является
безопасным в штопоре. В сентябре 1941 г. Як-7 N06-05 завода
N301, оборудованный реактивными установками, успешно прошел полигонные
испытания в НИПАВ (научно-испыгательный пилигон авиационного вооружения).
Реактивное вооружение не оказывало заметного влияния на
пилотирование и управление самолетом. Благодаря хорошей устойчивости Як-7
рассеивание при стрельбе по наземным целям было значительно меньше, чем у
ЛаГГ-З и МиГ-З.
|
|
Тактико-технические характеристики:
|
|
Год принятия на вооружение
|
- 1941
|
Размах крыла, м
|
- 10.0
|
Длина, м
|
- 8.50
|
Высота, м
|
- 2.75
|
Площадь крыла, м2
|
- 17.15
|
Масса, кг
|
|
- пустого самолета
|
- 2477
|
- нормальная взлетная
|
- 2960
|
Тип двигателя
|
- 1 ПД М-105П
|
Мощность, л.с.
|
1 х 1050
|
Максимальная скорость , км/ч
|
|
- у земли
|
- 471
|
- на высоте
|
- 560
|
Практическая дальность, км
|
- 643
|
Максимальная скороподъемность, м/мин
|
- 735
|
Практический потолок, м
|
- 9250
|
Экипаж
|
- 1
|
Вооружение:
|
 1x20-мм пушка ШВАК (боезапас 120 снарядов),
 2x7.62-мм пулемета ШКАС (1500 патронов),
 6 РС-82
|
|